Культуроведческий анализ стихотворения Цветаевой

Прекрасное произведение Марины Цветаевой «Красной кистью рябина зажглась» в школьных учебниках и книгах разбирается всегда с точки зрения литературоведческого анализа. В данной статье мы можем дать еще и культуроведческий анализ.

Вначале и далее по тексту всегда стоит обращать свое внимание на очевидные детали в повествовании. Самой стандартной целью для анализа в любом учебнике вы можете увидеть Иоанна Богослова. Его в учебниках и рабочих тетрадях для школьников всегда комментируют в достаточно усеченном, но вполне достаточном виде, Помимо него лучше всего продвинутому читателю сконцентрироваться на теме колоколов. Мы говорим о роли колоколов в культуре России, в истории и культуре России, о роли колоколов в русской музыке и музыкальной культуре. Например, есть всем известная поэма Рахманинова «колокола». Колокольный звон был очень важен для России, он взывал народ во дни торжеств и бед народных. То есть это действительно очень яркий факт русской культуры и русской истории. И об этом надо сказать. В учебниках по литературе и на олимпиаде по истории целые статьи и блоги посвящены роли колокольного звона в истории России.

Это как бы и какая-то культуроведческая реалия, которую мы доносим до сознания детей, и в тоже время это и анализ реального стихотворения, когда мы говорим по поводу колокольного звона, который звучал день рождения Марина Цветаевой.

С культурологической точки зрения можно еще проанализировать интересные строки «красною кистью рябина зажглась». Обратите внимание, что здесь речь идёт о рябине. К слову сказать, дистанционные олимпиады по биологии для школьников пестрят вопросами про рябиновые деревья. Поэтому данная тема поднята не зря в этом произведении. Вспомните, что рябина — это очень такой прецедентное слова для русской культуры, да и вообще важное слово. Также как и берёза, рябина — это в какой степени даже символ России. Вспомните даже, что плоды рябины составляют роспись хохломы, построенную на очень интересных изображениях. Таким образом мы выходим на этот промысел русской народной культуры — хохломская роспись А это же очень тоже интересный и важный факт.

Таким образом, при изучении стихотворения, которое кажется далеким от всех этих моментов, мы всё-таки стараемся учесть и проанализировать и историю колокольного звона, и роль колоколов в разных аспектах русской художественной деятельности.

Подводя итог анализа незаметных особенностей, которые встретились нам в произведении Цветаевой, мы натыкаемся на те культурные реалии, которые мы незаметно в процессе изучения литературного произведения почерпнули. Заметьте, что мы дополнительно ничего не даем школьникам сверх их программы. Исключением является только всероссийские дистанционные олимпиады. Но и они помогут только укрепить знания учащихся и сформировать их позицию.

 
 
2019-08-23, 16:27

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *