ГИБЕРТИ, ЛОРЕНЦО

ГИБЕРТИ, ЛОРЕНЦО (Ghiberti, Lorenzo) (родился в 1378, Пелаго, Италия — умер 01. 12. 1455, Флоренция), известный итальянский скульптор эпохи раннего Возрождения, чьи двери («Врата рая», 1425—1452) для баптистерия Флорентийского собора считаются одним из величайших шедевров в итальянском искусстве четырехсотлетия. Другие работы включают три бронзовые статуи для Ор-Сан-Микеле (1416— 1425) и рельефы для Сиенского собора (1417—1427).

Гиберти создавал выразительные, сильные лица на примерах древнеримского искусства — бюстах и резных саркофагах. Благодаря успеху его первых дверей вскоре был заключен контракт с Калималой на вторую пару, но политические и финансовые отцы города и гильдии не давали разрешения приступить к работе в течение пяти лет. После завершения первых дверей Гиберти в течение десятилетия активно исследовал новые способы создания живописного пространства и создания изящных и жизнеподобных статуй.

Его работы конца 1420 годов (серия панелей) показывают, что он способен сделать пространст¬во доступным для понимания; используя неглубокий рельеф, Гиберти отобразил объем тел и глубокого архитектурного пространства. Примерами этому являются рельефы в Сиене; в гробнице Дати (бронзовый барельеф доминиканского генерала Леонардо Дати) и две усыпальницы во Флоренции, Cassa di S. Zenobius (бронзовый гроб с рельефными панелями, изображающими истории из жизни святых) и “Усыпальница святых Протуса, Гиацинта и Немезия» (бронзовый контейнер для мощей трех мучеников).

Похоже, в это время Гиберти встретил Леона Батиста Альберти, молодого ученого гуманиста, который, воодушевленный новым искусством во Флоренции, сочинял теоретические трактаты об изобразительном искусстве. Их общая вера в то, что красота является синонимом их понимания античного искусства, затрудняет понимание того, появились ли эти идеи, отраженные в трактате Альберти \’О живописи», раньше, чем они были воплощены в трех панелях вторых дверей (Исаак, Иосиф и Соломон), которые являются наглядным примеров этих идей.

Красота античного искусства для Альберти и Гиберти — идеализация природы; осознание ее сути означало отображение жизни при помощи движения, наиболее заметной характеристики жизни. Для изображения пространственной обстановки для этих натуралистических фигур, трактат Альберти предлагает перспективную систему проекции этих пространств на плоскость картины или барельефа.

Три панели Гиберти кажутся воплощением гуманистических формулировок изобразительного искусства Возрождения, и ясно, что любая оценка его искусства должна соотноситься как с применением новой теории, так с красотой и прелестью этих работ. Гиберти гордился тем. что он сделал на всех 10 панелях архитектурное оформление в соответствии со зрительным восприятием и настолько реалистичное. что фигуры на переднем плане кажутся крупнее, а на заднем — мельче, как в реальности.

Письменный труд Гиберти «Commentarii» (вероятно, завершенный в 1447) пролил свет на его гуманистские интересы. Комментарии состоят из трех книг. Первая, история античного искусства, содержит выдержки Гиберти из прочитанных им трудов латинских авторов; в ней он выражает мысль, что неразделимость теории и практики явилась причиной великолепия античного искусства.

Вторая книга содержит записи об искусстве недавнего прошлого, и Гиберти выражает свое восхищение некоторыми сиенскими художниками и золотых дел мастером с севера конца 14 века по имени Гузмин, который известен только по записям Гиберти; эта книга включает автобиографию, в которой Гиберти определяет свое место в истории искусства.

Последняя книга была более теоретической, но в сохранившейся рукописи она отрывочна. Комментарии демонстрируют уверенность Гиберти в своей позиции важного лидера флорентийского Возрождения, заинтересованного в сохранении и изучении древнего искусства как ученого-гуманиста и создавшего неоантичный стиль, в котором он творил с изяществом и красотой, которые ничто не может затмить.


Авель и Каин


Баптистерий во Флоренции


Бронзовые ворота


Врата рая, Опьянение Ноя


Врата Рая, Сотворение Адама


История Иакова и Исайи


История Иосифа, Рельеф третьих дверей флорентийского баптистерия


Пир Ирода


Св. Иоанн Креститель


Сотворение Адама и Евы, грехопадение и изгнание из рая. Рельеф третьих дверей флорентийского баптистерия

 
 
2017-07-05, 08:46

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *