О, боги, боги вы мои! А где богини?

Боги и современное искусство - постельное белье

Богата и разнообразна славянская мифология. Наверняка каждый слышал имена Перуна, Сварога, Велеса, Рода, Ярила. А что можно сказать о богинях? Понятно, что по нынешним временам, девчушка в ясельном возрасте – маленькая принцесса, а повзрослев, автоматически переходит в разряд богинь, а как было встарь? Коллектив богинь-леди был довольно значительным, каждая имела свой круг обязанностей, помогала или вредила людям. В общем, все было хорошо отлажено и шло своим чередом. Весь божественный пантеон – одна большая семья, где все приходились друг другу родственниками, и совместными усилиями управляли тогда ещё юным и неопытным человечеством, уча его жить и наставляя на путь истинный.

Богини жизни хозяйства, судьбы

Главной дамой божественного пантеона была Мо Кошь – мать всех богов и мудрая хозяйка всего, ею порожденного. Именно матушка Кошь, вместе с помощницами Долей и Недолей ткала нить судьбы каждого человека, зверя, насекомого и даже травинки. Славяне верили, что всё сущее было лишь ниточкой в общем божественном полотне. Любила Мокошь все предметы, нужные для пряжи. Именно их ей приносили в дар, бросая в колодезь. Предки верили, что колодцы – это, по-нашему, – порталы в миры иные, и богиня всенепременно получит их дар и будет благосклонна. Тотемным животным Мокоши была корова, символизирующая богатство и плодородие.

Жива отвечала за людские души, смену времен года. Вместе с Живицами – своими помощницами, она пробуждала землю от зимней спячки, заставляя цвести и плодоносить. Считается, что Леля, Лада и Мо Кошь – представительницы Живы, каждая из которых в ответе за отдельное время года.

Противопоставлялась им Мара (Марена, Морена), отвечавшая за увядание и улёт в Ирий, то есть рай. Богини жизни и смерти символизировали рождение человека и его уход. Живин День славяне отмечали 1 мая. Видимо, жива родовая память, ведь мы и по сей день не прочь в светлый майский день выехать на природу, захватив с собой лёгкий удобный плед, и устроить чудесный майский пикник.

Тогда же организовывались целые девичьи гуляния, работать не разрешалось, а пение, пляски, чествование богини – это то, чем приличной девушке нужно было заниматься в этот дамский праздник.

Лада – символ идеальной женщины, доброй, веселой, хозяйственной. Сфера применения ее талантов – любовь и красота, счастливый брак. Сама Лада была супругой грозного Сварога. Вместе они символизировали гармонию сочетания мужского и женского начал.

Леля считалась символом первой любви, весны и воскрешения природы, была дочерью Лады, символизировала чистую красоту и невинность. Сама Леля стала супругой известного нам по сказкам Финиста Ясна Сокола. Было у девушки хобби – проникнуть на молодёжную вечеринку и нашёптывать парням и девушкам, кто кому в пару подходит. Причем без всякого злого умысла – исключительно из любви к искусству и благих намерений.

Тара, она же – Дара, Табита, Астарта, Тая, дочь самого Перуна, богиня небесного леса, ведающая природные тайны. Славяне считали, что Дара засеяла землю разной растительностью, стала покровительницей природы.

Темная сторона

Несколько особняком от добрых, заботливых, хозяйственных и переживающих покровительниц стоит образ Карны или Коруны. Богиня перерождения, перехода из одного мира в другой. Возможно, термин «реинкарнация» связан именно с этим образом. За древностию лет уже невозможно сказать, кто у кого заимствовал – мы у латинян или индусов или они у нас. Однако общие корни есть во всех этих языках и обозначают примерно одно и то же. У Карны была сестра Желя (Жля). Этот дуэт провожал свежепредставленные души в потусторонний мир. Девы вспоминаются и в «Слове о полку Игоревом», где олицетворяют плач и скорбь. Специалисты считают, что Карна и Жля очень похожи на валькирий из скандинавской мифологии, которые сопровождали души в Валгаллу.

Житие мое…

Вот ничего не скажешь – много высших существ создал наш народ. При этом чётко расписал их функциональные обязанности. Однако мало где можно встретить упоминание об их быте, жилье, домах и ведении хозяйства. Между тем, если они научили людей вести полевые работы, ухаживать за домашними животными, то сами наверняка умели это делать в сто раз лучше.

Опять-таки, Мокошь, наверняка умела ткать расчудесное плотно всем на зависть. Думается, что современное искусство создания великолепных тканей и замечательного постельного белья и других видов домашнего текстиля, изготовленных из них, в полном составе представлено на сайте «Баюбай» https://bayubay.com.ua и могло бы составить достойную конкуренцию тогдашним божественным мастерицам и их полотнам.

 
 
2017-08-16, 12:54

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *