Василиск (славянская мифология)
Василиск — мифологическое существо, которое упоминается в различных источниках, в том числе и в славянской мифологии. Первые упоминания василиска относятся к Библии и «Естественной истории» Плиния Старшего.
По мнению историков, в первых своих упоминаниях василиск представляется, как некая очень опасная и ядовитая змея, которая наделена мифическими или сверхъестественными чертами. Вполне возможно, что изначально под названием «василиск» подразумевали обычную змею, например кобру, однако впоследствии она приобрела более мифологические или сказочные черты, которые определили его в список мифологических существ. Например в Книге пророка Исаии говорится, что василиск — это зародыш аспида, который находится в яйце, но при этом очень опасен. Согласно разным переводам и разным упоминаниям, можно прийти к выводу, что в древности так могли называть именно змей или особую разновидность змей — аспида, кобру или гадюку, однако точное толкование существа из древнехристианских упоминаний, затруднительно.
В античной мифологии считалось, что василиски рождаются из яиц птицы ибис, которая пожирает ядовитых змей. В результате на свет появляются диковинные и опасные создания. Такое поверие, по мнению исследователей, появилось от того, что ибисы питаются змеями. В древнем Египте даже существовал обычай разбивать яйца ибисов, чтобы из них не вылупились василиски.
Василиск в славянской мифологии
Сложно сказать, как василиск попал в славянскую мифологию. Пришло ли это название в с приходом на Русь христианства? Или таким именем стали называть некое мифологическое существо, которое было в мифологии славян ещё в языческие времена, но имевшее иное название?
В пользу второго варианта говорит то, что на Руси василиском стали называть не просто опасную змею или гигантского змея, а существо с очень необычными чертами. Историки славянской истории находят описание василиска, как диковинного существа, который выглядит ка петух, но у которого есть крылья дракона и хвост змеи (ящерицы).
Однако в пользу первого говорит то, что такое поверье сложилось достаточно поздно, в средние века, с приходом христианства , и очень похоже на искажённое поверье в полузмеев-полуибисов древнего Египта.
У лужичан это существо приняло достаточно диковинный вид — петух с крыльями дракона или крыльями летучей мыши, хвостом змеи, клювом орла, когтями тигра и зелёными глазами. Также в описании василиска фигурирует красная корона на голове и чёрная чешуя по всему телу.
Поверье в петуха-змея появилось в средние века. Так, например, существовало поверье, что василиск рождается из яйца, которое снёс старый петух в навоз и которое высидела жаба. Описания существа разнятся. Одним из вариантов является облик змея с хохолком как у петуха. В другом варианте — это петух, который имеет змеиный хвост. Позднее народная фантазия приписала петуху со змеиным хвостом ещё и драконьи крылья.
Также Василиску приписывалось ядовитое дыхание и смертоносный взгляд. Интересны и поверья в то, как можно уничтожить василиска. Сделать это можно либо поставив перед собой зеркало, чтобы василиск убил самого себя взглядом (заимствование из поверья в Медузу Горгону), либо увидев василиска первым.