Полудница в славянской мифологии
Полудница в славянской мифологии
Полудница или Полуденица — один из духов в мифологии древних славян. Согласно разным толкованиям, образ полудницы можно интерпретировать по разному.
1. Согласно самому распространённому толкованию, полудница — это дух жаркого полдня. Если считать эту версию правильной, то полудница является недобрым существом, которое опасно для человека. Дух жаркого полдня обитает в полях и нападает на тех, кто работает в полдень. Вполне возможно, что такой дух в мифологии славян появился в результате наблюдений такого явления, как «солнечный удар», который может случиться у человека из-за перегрева на жарком солнце на открытой местности. Древние славяне верили, что духи-полудницы обитают именно в поле и поджидают людей, чтобы наброситься на них, причинить вред или даже отнять жизнь. Особенно это касается тех, кто нарушает традицию отдыхать в жаркий полдень. Если человек, несмотря на «запрет», продолжает работать, то полудница может его наказать. Полудница также может наказать и человека, который ленится, и спит в поле вместо работы.
Также славяне верили, что полудницы могут похитить оставленного в поле без присмотра ребёнка и заменить его своим. Полудница может встретить одинокого человека и начать загадывать ему загадки. Если человек не сумеет разгадать эти загадки, то полудница может защекотать его до полусмерти.
Характер полудницы, описанной выше, является, так сказать, классическим. Однако существует и другая версия.
2. Полудница могла быть в поверьях древних славян одной из видов русалок или просто русалкой. Разделение на русалок и полудниц могло произойти после того, как языческие поверья славян стали забываться, и мифологические персонажи стали претерпевать изменения, в том числе и такие, что изначальные роли тех или иных персонажей установить в наше время достаточно непросто.
Как известно, русалки в древности представлялись вовсе не такими, какими они видятся сегодня. Во времена язычества, русалка — это не водяная дева, а дух плодородия, помощница человека в поле. Русалки следили за всходами и урожаем. Другим названием русалок было — Берегини (оберегающие всходы и самого человека). Во времена, когда язычество практически исчезло с территорий Древней Руси, русалки перекочевали в болота, пруды, реки и озёра. Это могло произойти как раз именно из-за второго названия русалок (берегини), которое люди (уже далёкие от мифологии славян) связали не со словом «оберегать», а со словом «берег», то есть духи, живущие по берегам. Однако при этом сохранилось и поверье, что особые духи обитают в поле, где человек ведёт свою деятельность.
Почему русалки-берегини превратились в злых полудниц, только лишь карающих, но перестающих помогать — сказать сложно. Скорее всего, наказывающая функция русалок была с самого начала. Таким образом русалки не только защищали и оберегали поле, но могли и наказывать людей, если те нарушают их законы и запреты. Также, скорее всего, духи, в которых верили далёкие-далёкие предки, со временем стали казаться людям враждебными, в результате чего исчезла их «добрая» сторона и осталась только «злая».
В пользу последней версии, что полудница является изменённым поверием в русалок, говорит и то, что и русалки и полудницы имеют некоторые общие характеристики в поверьях древних славян и даже современных людей: и те и другие являются молодыми девушками, и те и другие любят щекотать людей, задавать им загадки, могут похитить или подменить ребёнка. Также существуют поверья, согласно которым, и русалки и полудницы любят плясать, могут заставить человека пуститься в пляс вместе с ними и обессилить того до смерти. Ещё одним доказательством правоты этой версии является то, что в севернорусских поверьях встречаются названия полудниц, как «полевых русалок».