Искусство Аккада
Искусство Аккада
Идея прославления царя вдохновляла аккадских ремесленников на придумывание новых средств и способов для выражения власти правителя. Фактически искусство, представлявшее монархов непобедимыми, в третьем тысячелетии до нашей эры стало мощным пропагандистским средством в период перехода от независимых городов-государств к единому царству. Если простые люди и появляются на всех изображениях того времени, то они служат лишь как основание для величия царя. Полагаясь более на память, чем на их медные и каменные резцы, неизвестные гении аккадской империи научились передавать ощущение реальности, отсутствовавшее в шумерском искусстве. Искусство Аккада можно считать периодом становления истории изобразительного искусства, которое затем приобрело невероятное разнообразие — классицизм, реализм, кубизм в живописи, сюрреализм, абстракционизм и другие стили, жанры, виды и формы.
И в глыбах песчаника размером больше человеческого роста, и в цилиндрических печатях размером с большой палец они умели воплощать новые ощущения. Они умели изображать мускулатуру и черты лица более правдоподобно, чем их предшественники. Для возвышения царских завоеваний они первыми стали показывать натуралистический пейзаж в качестве фона на стелах, посвященных победам. На стеле Нарам-Сина, например, показан царь — примерно на треть больше, чем другие персонажи — спускающийся с горы, как по лестнице, по вражеским воинам. В божественной царственности Нарам-Сина не может быть никакой ошибки: на нем рогатая корона, как и у божеств, а звезды над головой представляют богов, подаривших ему победу. То ли это сделала природа, то ли люди, но надписи над его головой оказались стерты. Эламиты захватил и стелу спустя тысячу лет после ее создания и сделали собственные надписи на самой вершине. Другие повреждения видны у основания и в верхней части, где остались следы, по меньшей мере, еще одной звезды.
Бронзовая голова в натуральную величину, найденная в траншее в Ниневии, дает нам возможность ближе познакомиться с внешностью Нарам-Сина. Археологи относятся скептически к первоначально высказывавшимся идеям о том, что это голова его дедушки Саргона, из- за того, что стиль ее изготовления был выше стиля работ, выполненных ранее. И хотя драгоценные камни были вынуты из глазниц и нос сломался при падении, царственное величие сохранилось. Впрочем, портрет может иметь некоторое сходство с внешностью царя; аккадские художники были, вероятно, первыми, кто пытался сочетать реализм с практическим стремлением удовлетворить человеческое тщеславие.
Аккадское искусство фото