Огородное пугало, как бог древних славян

Огородное пугало, как бог древних славян

 

Огородное пугалоСооружение, напоминающее человека, которое устанавливается в садах, на огородах и в полях, известно каждому. Жители сельской местности создают огородные пугала сами, а те, кто никогда не видел такие изделия вживую, наверняка смотрели фильмы ужасов, где главными монстрами оказывались пугала, охраняющие, например, кукурузные поля. Такая невинная вещь, как пугало на огороде, никого не удивляет, однако может иметь гораздо более глубокие корни в мифологии славянских и других народов мира.

 

Огородное пугало сегодня и в последние столетия — это особое сооружение, напоминающее человека. В большинстве случаев пугало создаётся из высокой палки с перекладиной (плечи). На эту основу вешается старая ненужная одежда — шуба, пальто и так далее. Также часто сверху устанавливают нечто похожее на голову — прохудившийся мяч, тыкву или просто широкополую шляпу. Такая конструкция, которая внешне напоминает человека, служит только для одной цели — отпугивать вредителей огородов, садов и полей — птиц и животных. Птицам и животным порой невдомёк, что на поле находится куча ненужных тряпок, и, увидев знакомый силуэт человека, они пытаются держаться от него подальше. Огородные пугала хорошо зарекомендовали себя в сельской местности, причём не только в нашей стране, но практически по всему миру. Однако только ли по этой причине огородные пугала используются и в России, и в Европе, и в Америке и в других странах?

 

Вполне возможно, что образ пугала, который защищает поля, появился вовсе не после хитроумного изобретения огородников, которые вместо себя решили оставлять на своих земельных угодьях обманку. Об этом говорит, в частности, история и мифология Древней Греции, где также существуют пугала, однако сведений о них осталось гораздо больше, чем в славянских странах.

 

В Древней Греции существовал бог Приап. Приап, он же — Фалет, сын Афродиты, бог плодородия, полей, сельскохозяйственных угодий. Приап родился безобразным. Увидев своего сына, Афродита от него отказалась. Однако божественная сущность Приапа сохранилась и он стал помощником обычных людей, покровителем плодородия, защитником посевов. Считается, что изначально Приап был богом племён из Малой Азии (Анатолии), однако затем распространился и на другие земли, в частности, став одним из почитаемых богов по всей Греции. Здесь Приапа почитали именно как покровителя полей, всходов и урожая. Идолы Приапа древние греки изготавливали из дерева и устанавливали на своих полях. Таким образом бог плодородия, по верованиям греков, защищал их земельные владения, как от неурожая, так и от посягательств воров и вредителей — животных и птиц. Так продолжалось из года в год, пока в Греции продолжала существовать языческая вера и поверья в древних богов. После того как языческие верования ослабли, а затем практически перестали существовать, так как на их место пришли современные религии, греки не перестали устанавливать человекоподобные сооружения на своих полях. Однако, если раньше к ним относились именно как к идолам, которые могли защитить посевы своей божественной силой, то теперь они стали обычными «огородными пугалами», которые способны своим видом отпугивать животных.

 

Огородные пугала

Познакомившись с этим мифом, можно предположить, что у древних славян была аналогичная история. Какому-то богу, который защищал огороды и поля, ставили идолы (кумиры). По верованиям древних славян, такие идолы, изображающие бога плодородия, могли защитить урожай. Впоследствии, когда поверья славян, также как и в Греции, стали ослабляться и стираться в памяти народа, некогда кумир богу плодородия превратился в обычное огородное пугало. Если это так, то какого бога могло изображать «огородное пугало»? Напрашиваются две версии:

 

1. Идолом, превратившимся впоследствии в огородное пугало, мог быть Дворовой. Как известно, у славян было несколько духов жилища: домовой, который обитал в доме и защищал обитателей дома; банник, который обитал в бане, следил за печью для бани, защищал моющихся от перегрева и т. д.; овинник (гуменник), а также дворовой. Дворовой следил за двором при доме, за огородом, домашней скотиной, живностью и так далее. Вполне возможно, что идол посвящался именно ему, однако, скорее всего, «огородное пугало», как кумир богу, был посвящён другому божеству.

 

2. Если вспомнить всё того же Приапа, то можно обратить внимание на две важные детали. Приап был именно богом плодородия, а не духом двора. Ещё одной отличительной особенностью Приапа, перекликающейся с такой же особенностью одного древнеславянского бога, является огромный детородный орган. В славянской мифологии богом плодородия, у которого есть большой фаллос (фаллос у бога — образный орган плодородия в мировой мифологии), является бог Ярило. Ярило покровительствует плодородию, является богом весны, покровительствует всходам и урожаю. Традиционным изображением Ярилы является образ человека с большим мужским половым органом. Исходя из этого, если огородное пугало действительно произошло от идола бога, то оно, вероятнее всего, принадлежало именно Яриле.

 
 
2016-10-27, 13:33

Читайте также:

1 комментарий

  1. blud82:

    Охрана лишней не бывает. Вложить уйму времени и сил в посевы, а потом за здорово живёшь отдать урожай на растерзание птиц и животных никто не захочет. А пугало, к тому же, антропоморфно, что очень удобно для обожествления.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *