Творчество Мед Хондо: «Писать историю своего народа»

Творчество Мед Хондо: «Писать историю своего народа»

 

Творчество Меда Хондо знакомо зрителю с 1970 года, когда режиссер поставил свой первый, во многом автобиографический художественный фильм «Солнце О» — произведение, сразу же создавшее молодому кинематографисту имя. Через несколько лет появилась новая художественная лента Меда Хондо, «Арабы — негры ваши соседи», и снова режиссеру сопутствовал успех. Эти фильмы, талантливые и яркие, полные горечи и ярости против несправедливости жизни, стали гневным обвинением современному неоколониализму: их до сегодняшнего дня не забывает ни публика, ни пресса, они прочно вошли в фонд африканской и мировой кинематографии. Затем прошло несколько лет, когда о Меде Хондо как о кинематографисте говорили мало: он работал в театре актером и постановщиком. Увлекался Брехтом. Но именно эти годы оказались едва ли не самыми плодотворными в творческой и общественной жизни художника. Итог этих лет — «Вест-Индия», фильм с подзаголовком «Негры, поднявшиеся за свободу». Фильм потребовал от режиссера не только творческих, но и неимоверных организаторских усилий. Прежде чем приступить к съемкам, нужно было найти средства. И режиссер попытался осуществить свой давний план — объединить прогрессивных кинематографистов африканских стран для оказания друг другу финансовой помощи. Ему это удалось. Необходимые деньги были собраны при помощи алжирских, сенегальских, мавританских кинематографистов, их друзей с Берега Слоновой Кости и из других стран.

 

Семь лет потребовалось Меду Хондо для осуществления своего замысла — на экран фильм вышел в 1979 году.

 

Первыми зрителями «Вест-Индии» стали те, о ком, собственно, и идет речь в картине, — жители антильских островов Мартиники и Гваделупы и острова Реюньон, то есть обитатели тех территорий, которые по сей день имеют статут заморских департаментов Франции. На этих островах с давних времен и до середины XIX века на плантациях ванили, кофе, сахарного тростника работали негры-рабы, вывезенные работорговцами из Африки. Затем ситуация изменилась: даровая негритянская рабочая сила понадобилась и в Европе. Тогда новые коммерсанты, пришедшие на смену недавним работорговцам, с той же беспощадностью и жестокостью стали использовать негров на работах в Европе. Негры теперь перестали называться рабами, но их почти бесплатный труд, нищенское положение, их неравенство по отношению к белому населению в принципе оставались такими же, как и в далекие времена работорговли.

 

Это сопоставление сущности колониализма прошлых времен и современного неоколониализма и легло в основу произведения Меда Хондо.

 

«Вест-Индия» — фильм-эксперимент, произведение по жанру необычное для творческой манеры Меда Хондо: режиссер на этот раз обратился к… мюзиклу. Драматургической основой фильма послужила пьеса антильского автора Даниэля Букмана «Негры». Остросатирическое, гротескное построение пьесы позволило Меду Хондо осуществить свой замысел — создать многослойное, полифонически звучащее произведение, воссоздающее образную картину возникновения рабства в странах Карибского бассейна и других государствах, где эксплуатировались рабы. Одновременно режиссеру удалось показать, что современный неоколониализм и порабощение народов в прошлые века — явления в принципе чрезвычайно друг с другом схожие.

 

Как это ни парадоксально, несомненная театральность построения картины (пьеса несколько лет в постановке Меда Хондо шла на сцене), калейдоскопичность, синкретическая разнохарактерность не мешают воспринимать ее как цельное кинематографическое произведение. Тот факт, что Мед Хондо осуществил постановку «Вест-Индии» сначала на сценической площадке, говорит о серьезности поиска формы, характерного для самобытно развивающегося африканского киноискусства.

 

«Историческая правда — вот основа, на которой базируются идеи моего фильма, — сказал в своем интервью Мед Хондо. — На мой взгляд, история колониального порабощения народов многих стран примерно одинакова. Если она и имеет отличие, то только в деталях — в степени и характере угнетения. Я не принадлежу к тем, кому интересно находить тонкие различия между колониализмом того или иного характера, разбираться, кто были лучшими хозяевами угнетенных африканских народов — французы, англичане, испанцы или бельгийцы, — как будто степень порабощения может служить мерилом добродетели. Для колониального раба такого подхода не может быть. К каким бы средствам ни прибегали колонизаторы, они всегда действовали с одной целью — грабежа и эксплуатации порабощенных народов. Они всегда были хищниками, подчиняли нужды порабощенных стран своим интересам, прибегали к репрессиям, грабили, угнетали, обманывали и уничтожали человеческие жизни. Колонизаторы не только отнимали у черного населения земли, природные богатства, но и, что особенно мучительно, всячески попирали человеческое достоинство негров. Колонизаторы стремились закабалить африканские народы не только экономически, но и духовно. Поэтому-то они и стремились создать фальшивую, выдуманную историю африканских стран, в которой проповедовали закономерность колониального режима, бессмысленность всяких действий, направленных на изменение существующего положения вещей. В их руках история становилась инструментом пропаганды их господства над порабощенными народами. Колонизаторам всегда был симпатичен образ покорного африканца, погруженного в нищету, варварство, хаос. Я же, вместе с многими другими прогрессивными кинематографистами Африки, хочу разоблачить этот миф. Мой фильм «Вест-Индия» — правдивая история африканских народов, рассказанная представителем одного из этих народов. Это также попытка заставить всех угнетенных людей не только осмыслить свое прошлое, но и понять настоящее. Я хочу создавать кинематограф пробуждения, действия, поступка. Доступными мне средствами — образным, метафорическим языком искусства — я пытаюсь внести вклад в дело создания правдивой африканской истории. Я глубоко верю в слова Патриса Лумумбы: однажды Африка скажет свое слово, Африка напишет собственную историю».

 

…Огромное, мрачное, словно полуразрушенное, состоящее из серых железобетонных перекрытий здание современного завода. За его стенами — туманный северный день. На этом фоне идут титры… Но вот камера отъезжает, и мы видим, что среди гигантского заводского цеха возвышается огромный деревянный корабль, со всех сторон освещенный светом юпитеров, с множеством площадок, лестниц, переходов. Этот корабль представляет собой сценическую площадку для предстоящего театрального действия. Обнаженная конструкция сцены, соединение, казалось бы, несоединимого — современного завода и рабовладельческой галеры — подчеркивают условность, аллегоричность кинематографического зрелища: эпизоды из жизни негритянских невольников, сцены из жизни современных рабочих монтируются «встык» — так возникает яркий художественный образ, вызывающий у зрителя гневный протест против угнетения.

 

«В моем фильме зритель не найдет сюжетных коллизий, привычных для исторического фильма, — говорил Мед Хондо. — Сцену-корабль, на котором разыгрывается действие, я четко разделил на «верх» и «низ. Действующие лица моей картины — не отдельные герои, а целые социальные группы. Одна из них представляет белых колонизаторов — англичан, французов, испанцев, — которые сменяют друг друга на протяжении истории колонизации в зависимости от того, кто из них господствовал в Вест-Индии в каждый определенный период времени. «Белые» всегда находились наверху. Их исполняют одни и те же актеры, которые лишь меняют одежду в зависимости от века, но социальная суть их поведения всегда одинакова. Другие — «черные». Они на протяжении веков находились внизу. Это рабы, бедняки, крестьяне, рабочие. Их также исполняют одни и те же актеры, и этот наглядный прием, как мне кажется, помогает зрителю понять одинаковую сущность старого колониализма и современного неоколониализма».

 

Эмоциональный настрой фильма, его язык — это язык балаганных представлений, африканских песен, сказаний, легенд. В действие фильма органически вплетаются народные обряды, празднества, события из жизни африканской семьи. Весь фильм пронизан фольклорными ритмами, музыкой, танцами. Перед зрителем проходят свадьбы и похороны, народные восстания и маскарадные шествия, перемежающие события истории, которые предстают перед зрителем, начиная с времен первых колониальных завоеваний и кончая правлением сегодняшних президентов.

 

А в финале перед зрителем предстает во всем своем грозном великолепии Африка, расправляющая плечи, Африка, обретающая свою подлинную историю, Африка, смотрящая в свое будущее, — таково впечатление, рожденное фильмом мавританского мастера. Трагичность темы преодолевается в фильме ярким, своеобразным ощущением праздника, праздника освободившегося народа, взявшего свою судьбу в собственные руки.

 

Любите проводить время за просмотром увлекательных фильмов? Заходите в онлайн-кинотеатр http://onfillm.tv. Все жанры и направления, а также самые последние новинки мирового кинематографа.

 
 
2017-06-29, 12:59

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *