Похоронные обряды древних славян

Похоронные обряды на РусиПохоронные обряды древних славян — это довольно сложная тема, по теме которой написана не одна книга. Воочию никто из нас не видел, как это происходило, но на наше счастье осталось немало свидетельств тех событий. Это свидетельства и иностранных авторов, которые посещали далёкие северные страны, населённые языческими народами, и христианских летописцев, а также народные сказания и былины, раскопки археологов. Всё это даёт нам право с какой-то степенью уверенности говорить о том, что мы знаем, как это происходило у наших предков. В этой статье мы в довольно кратком и сжатом виде попытаемся узнать всё о том, как совершались похоронные обряды всего тысячу лет назад.

Сразу стоит сказать о том, что славяне-язычники, которые жили на просторах древней Руси, были огнепоклонниками. В связи с этим фактом, большинство похоронных обрядов — это трупосожжение или кремация. Считалось, что при помощи огня, который взметается на большую высоту (а костры для кремации зачастую были очень большими), душа попадала прямо в царство мёртвых. Также важным атрибутом на похоронах была лодка. Это связано с верованиями и мифологией славян, где говорится о том, что в ином мире душа умершего должна пересечь реку Смородину, чтобы попасть непосредственно в то место, где ей и нужно оказаться. В некоторых преданиях мы можем встретить информацию, что душа пересекает реку по Калинову мосту.

похоронные обряды славян

Попытаемся представить, как же выглядел такой обряд. Возьмём для примера похороны обычного человека. К самому костру умершего человека доставляли либо на санях, либо в ладье, лодке. Для проведения ритуала сожжения выкладывался костёр, который назывался Крада, в виде прямоугольника, высотой по плечи человека, иногда ниже, иногда выше. При этом использовались берёзовые или дубовые дрова, либо все вместе. Берёза, кроме того, что является священным деревом, ещё и очень хорошо горит, а дуб является божественным деревом, деревом Перуна, что придаёт похоронному обряду особую значимость и покровительство богов оставившей тело душе.

Внутренность крады набивается соломой и ветками, чтобы огонь мог легко воспламениться и поджечь дрова. Рядом с покойником, которого помещают в центр на специальном настиле, либо в настоящей лодке, либо в импровизированной лодке, кладут поминальную еду, необходимые в загробном мире вещи, амулеты и обереги. В погребальный костёр часто клали крылья птиц, чтобы помочь душе взлететь на небо. Также отмечается, что вместе с телом человека сжигали тела домашних животных и диких — птицу, медведя, зайца и т.д. Судя по многочисленным раскопкам, количество и разнообразие предметов, которые кладут рядом с покойником, различаются в зависимости от племени и места обитания, так что не будем на этом зацикливаться, так как получится очень долго и довольно скучно.

Краду с умершим поджигает жрец или волхв на закате дня. То, что кремация происходит на закате, также очень символично. Во-первых, закат дня, как и закат жизни. Во-вторых, по верованиям древних славян, солнце на ночь уходит в загробный мир и забирает вместе с собой душу умершего человека. В-третьих, считается, что на закате душа может увидеть свет заходящего солнца и понять куда ей держать путь.

По периметру костра выкладывалась ограда со снопами сена, которую также поджигали. Есть два варианта объяснения горящей ограды: 1. Так славяне закрывали пламенем тело сгоравшего в костре от взглядов; 2. Горящая ограда была ещё и оградой в сакральном смысле, которая разграничивала мир мёртвых и мир живых, и была аналогом легендарной горящей реки Смородины в ином мире.

Во время сжигания читались специальные ритуальные молитвы и песнопения. Проводились Стравы — пир по умершему, и Тризны — похоронные ритуалы и боевые игрища. После того как огонь прогорит (либо с утра), люди собирали кости и пепел похоронные обряды древних славян(хотя, к примеру, северяне не собирали останки, а насыпали сверху холм, на котором устраивали тризну) в глиняный горшок (горшок для еды или в специальную урну) и ставили в специальной «избушке на столбе», импровизированном маленьком домике на высокой палке. В некоторых местах такие постройки называются — Голубец, Голбец, из других источников мы можем узнать, что домик на палке назывался Бдын, а иногда просто — Домовина. Некоторые описания сего действа опускают упоминание избушек и говорят о том, что сосуд с пеплом ставили просто на столб у дороги. Такие избушки с останками ставились на пути из селения к закату солнца прямо по дороге. В некоторых районах России обычай ставить домики прямо на могилах сохранялся до 20 века. Некоторые исследователи, например В. 3. Завитневич, указывают на то, что столбы с урнами ставились и на самом месте сожжения.

Помещение праха умершего на столбах является данью традициям и поверьям. Столбы считались границей между живым и мёртвым миром. Возле этих столбов оставлялась посуда, которая использовалась во время похоронного обряда. Рядом с этими столбами или прямо на столбах, как верили древние славяне, обитали сами души. Чтобы им было удобно и уютно, у домиков с прахом имелась крыша. Даже когда людей стали хоронить в земле (некоторые исследователи относят захоронения в гробах именно к некогда существовавшей традиции помещать прах умерших в деревянные домовины), на кладбищах всё равно ставили столбы с крышами, затем они сменились христианскими  крестами, на вершине которых ставились крыши, что можно и сейчас увидеть на старинных кладбищах и могилах, которым не одна сотня или не один десяток лет. Сейчас такой традиции нет, а ставится просто крест.

Бдын

Домовины на столбах выглядели примерно так: деревянный срубный домик размерами 1.5 на 2 метра. У него была двухскатная крыша с маленьким оконцем. Четвёртой стены в домовине, по видимому, не было, и делалось это для того, чтобы приходящие на поминки/поминовения, могли ставить внутрь приношения. Надо признаться, что именно такой способ захоронения принёс современным учёным массу проблем, так как от них практически ничего не осталось. Они сгнивали, разрушались от времени или  уничтожались другими народами, которые прибывали на новое место жительства, вытесняли или заменяли коренных жителей. Для них чужие предки казались враждебными, поэтому их просто сносили. Если подземные могилы-захоронения выкапывать вряд ли кто бы стал в силу разных причин, начиная от простой — трудозатратной, и заканчивая суеверными, то снести столбы, сжечь или отвезти подальше от селения не представляло никаких проблем.

Столб также может отнести нас к архаичному прошлому наших предков. Ещё до того, как трупы стали сжигать, людей хоронили на деревьях. Такие деревья были прообразом «мирового дерева», которое не только соединяло мир живых и мир мёртвых, богов, но и выполняло множество других функций, таких как поддержание небесного свода, функции главной оси мироздания и т.д. Позднее, вместо дерева стал использоваться столб, который, по всей видимости, продолжал роль Мирового Дерева. При помощи Мирового Древа (столба) душа захоронения славянумершего могла подняться вверх в мир мёртвых и спуститься обратно. Стоит также отметить, что одним из мест, по предположениям древних славян, куда отправлялись души после смерти, являлась Луна. Возможно, они считали, что именно там и находится Долина Мёртвых. Вообще, планеты, звёзды, космические тела представлялись древним славянам богами и душами предков. Так Млечный Путь называли не иначе как «Дорожка умерших, идущих на вечное житьё».

Некоторые из дошедших до нас летописей рассказывают и о других подробностях. Так, к примеру, в летописи, в которой рассказывается, как княгиня Ольга хоронила своего мужа, прямо говорится о том, что в этот  день пили очень много мёда (хмельной напиток), совершали тризны, пели специальные песни, и совершали так называемое «бдение», когда в похоронную ночь не ложилось спать большое количество людей. Хотя, вероятно, это могло зависеть от статуса умершего.

Над прахом умершего насыпали курган, величина которого также зависела от статуса покойного. При раскопках погребального кострища Чёрной Могилы археологи обнаружили большой железный котёл, в котором находились пережженные бараньи и птичьи кости, клочья бараньей шерсти, а поверх этого лежала баранья голова. Возле котла были обнаружены два жертвенных ножа, которые назывались скрамасексы. Раскопки в Гнездове рисуют историкам следующую картину этого процесса: после сожжения трупов, резался баран, кости и конечности которого помещали в котёл. Котёл ставили на огнище, а рядом с ним три урны с человеческими останками.

Из других источников можно узнать о таком обряде, как вынос покойного из дома необычным путём. Чаще всего для этого разбирали часть стены, а потом закладывали обратно. Делалось это для того, чтобы душа умершего не смогла найти дорогу домой и не тревожила живых людей.

Кладбище считалось не только местом захоронения ушедших людей, но и святилищем. Здесь регулярно  проводили обряды, ритуалы и праздники, которые относились к культу предков. Урну с прахом ставили не только на столб, но и, как говорят находки археологов, в выложенное кольцо из камней. По некоторым предположениям, кольцо из камней — это жертва Перуну, которого люди молили принять душу усопшего в лучший мир. Такие образования из камней, сложенных в круг, где в центре покоится сосуд с прахом, находят во многих курганах и захоронениях древних славян, бывших ещё язычниками.

Ибн Фадлан в своей «Записке» рассказывает о таком способе погребения. Сооружалась ладья, на которой устанавливается шатёр (возможно речь идёт о деревянном срубе), в котором  и находится тело покойного, специальным образом обработанное мёдом. Вместе с ним клали различную утварь, украшения, оружие и т.д. Несколько дней люди веселились вокруг этой ладьи, пили хмельные напитки, ели, пели песни. Закалывались два быка и несколько овец прямо на ладье. Ко всему прочему, Ибн Фадлан описывает такую вещь, как выбор жертвы — девушки, которая добровольно соглашается последовать в иной мир вместе с покойным, что являлся человеком очень высокого статуса. Девушка несколько дней веселилась вместе с другими, потом её умертвляли и клали рядом с покойным (возможно, Ибн Фадлан, как и в случае с баней, которую посчитали местом, где люди себя истязают, не всё так понял, и принял за кровавый ритуал нечто совсем другое). После этого ладью поджигали, а после того как всё прогорело, насыпали сверху большой курган с деревянным столбом на вершине (видимо, всё тот же столб Домовина — аналог Мирового Древа).

Похоронные обряды

Однако кремация умерших людей не была единственным способом хоронить покойников. Умерших людей хоронили и в земле. Делали это не в положении спящего человека, а в позе эмбриона. Этот обычай относит нас к верованиям в переселение душ. Человек приходит в этот мир в позе эмбриона в материнском чреве, и закапывается в землю после смерти также в позе эмбриона, чтобы он смог поскорее найти себе новую мать и вновь родиться на свет. Чтобы тело принимало нужную позу, его искусственно связывали. Таким образом, вера в реинкарнацию полагала, что душа не улетала на небо или в мир богов, долину духов и т.д., а перерождалась в новом теле, создавая, известный нам по индуистским верованиям, круг перерождений. Такой способ погребения предшествовал эпохе трупосожжения и существовал в бронзовом и железном веках. Одни из последних захоронений в форме эмбриона фиксируются VI в. до нашей эры. Уже вслед за этим пришла форма похорон — кремация (некоторые исследователи утверждают, что кремация появилась во II тыс. до нашей эры), и сменилась она следующим способом уже только после крещения Руси.

На смену эмбриональной форме захоронения (и после эпохи трупосожжения) приходит другая форма. Теперь покойников стали хоронить в вытянутом положении, лицом вверх. Таким образом, создавалось представление, что умерший «спит», а его душа в это время отправилась в другое место. Есть несколько находок парных захоронений, где вместе лежат мужчина и женщина.

Естественно, что мужчин хоронили в зависимости от их положения в обществе — богато или бедно: воинов — с оружием; молодых девушек хоронили скромно, с небольшим ассортиментом украшений; также скромно хоронили пожилых и старых женщин, которые ушли на тот свет в своё время; взрослых женщин, которые были в самом расцвете сил, хоронили с особыми почестями, в богатой одежде, с массой украшений, оберегов, амулетов и различной бытовой и ритуальной утварью.

Есть упоминание о том, что в могилу покойному клали верёвочную лестницу, при помощи которой душа могла добраться в мир мёртвых. Но это уже более поздний обычай. Если раньше, чтобы перейти в загробный мир, душе необходимо было пересечь реку Смородину, то в более поздней интерпретации загробных похождений, душе нужно было забраться на небо при помощи лестницы. Хотя, если судить по архаичному Мировому Древу, верёвочная лестница может быть откликом более древних верований, чем даже ладья.

Но возвратимся к кремации. Кроме того что прах умерших ставили на столбы, в древней традиции присутствовал и обычай хоронить урну с прахом в земле. Археологи, которые натыкались на такие захоронения, отмечают, что ямы для таких урн чаще всего были овальными и совсем небольшими, размером только для того, чтобы в них поместилась сама урна и несколько вещей. Иногда вместе с урнами клали посуду с едой и питьём — горшки, миски, кружки и т.д., украшения, пряслица, а в некоторых случаях оружие, топоры и другие предметы. Всё это явно говорит о том, что славяне верили — в загробной жизни душе понадобятся все эти вещи, и она сможет ими воспользоваться по предназначению.

Стоит также отметить, что более богатые вещи находят в могилах, где покоится само тело, а не прах. По видимому, человек, который не превратился в пепел, а выглядел совсем как спящий, заслуживал особого внимания и почитания у живых людей, и представлялся входящим в загробный мир точно таким же, как и при жизни, поэтому ему были необходимы те же вещи, что и при жизни. Тело же, которое превратилось в угли и пепел, больше не сохраняло никаких черт некогда живущего человека, а душа представлялась совершенно отдельным существом вряд ли даже похожим на физическое тело, что, соответственно, освобождало её от ряда потребностей, которые были присущи ей при земной жизни.

Оптово-розничный склад «Мир цветов» — искусственные цветы, а также ритуальные и свадебные принадлежности. Заходите на сайт склада искусственных цветов, чтобы ознакомиться с ассортиментом и контактами для связи и заказа.

 
 
2013-05-20, 10:53

Читайте также:

комментариев 7

  1. тт:

    Очень интересная и познавательная статья. Спасибо автору.

  2. Лютик:

    Очень познавательная статья. Кольцо из горяхих снопов, обмазывание мёдом, шатёр на лодье могли делать, чтоб уменьшить отвратительный запах горящего тела. Про разные способы захоронений: на Руси и у славян жили не только славяне но и пришельцы из других стран. 

  3. Хоррор:

    Автору спасибо, статья очень интересная и нужная. Мы должны знать свою историю и культуру во всех её проявлениях.

  4. Anuta:

    Каждый обязан знать свою историю. Данная статья, отлично раскрывает некоторую ее часть.Спасибо автору за такою позновательнуб статью.

  5. xzxzxz:

    во многих странах и религиях конечно хоронят по разному. то, что написанно в статье интересно, познавательно. особенно про то как разбирали и собирали стены при выносе покойника. полезная статья, возможно кому то приготиться при учебе

  6. Инна Алексеевна Хомутовская:

    Думаю, что в яму с урной с пеплом складывали какие либо предметы не для того, чтобы в загробном мире использовать их, а потому, что любые предметы, которыми человек пользуется собирает на себя энергетику этого человека и чтобы никто не смог пользоваться личными вещами и не смешивать разные энергии, эти вещи и хоронили вместе с урной с прахом. В Ведах, ничего про загртбную жизнь не говориться, а вот про перерождение очень подробно расписано, сжигали тела, чтобы душа не держалась за тело пока оно не стлеет, а быстрее переродилось, т.к. тело превратилось в прах.

  7. Ольга:

    Кто автор статьи, как его зовут? Спасибо! Наверное, идолы (столбы с вырезанными по дереву лицами) — это чьи-то предки (Перун, Сварог), чьи-то отцы и деды. Прародители Рода, впоследствии ставшие богами. Наверное, в эти столбы был вмонтирован прах Перуна, Сварога, etc.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *