Леший
Леший — дух-хранитель леса в славянской мифологии. Поверия в Лешего или Лесовика распространены очень сильно, и до сих пор лесные хозяева считаются одними из самых популярных персонажей мифов, сказок, былин и легенд.
Лешего называли лесовиком, лесным духом и хозяином, а также «дедушкой» и «дядей». Разные имена, которые имеют косвенное отношение к образу того или иного духа, были связаны с поверьем древних славян в то, что нельзя или не рекомендуется упоминать вслух настоящие имена духов. В противном случае, при произнесении, к примеру, слова «леший» он мог откликнуться и явиться. Такое поверье можно связать с выражением «накликать беду». Поэтому не только духов, но даже опасных хищников-животных зачастую называли совсем другими именами, например: медведь — косолапый, бурый, хозяин; волк — лютый, серый. Что касается родственных названий «дедушка, дядя», то славяне верили, что это может уберечь от нападок лешего, так как родственникам дух леса не будет причинять вреда.
Образ Лешего зачастую довольно разнообразен. Иногда он предстаёт как великан, который выше деревьев, а иногда выглядит как маленький старичок размером с гриб. Однако чаще всего лешего представляют похожим на человека, только сплошь покрытого волосами. В связи с этим некоторые исследователи, которые допускают существование Cнежного человека, предполагают, что данный мифологический персонаж мог появиться в традиции славян именно вследствие наблюдений за дикими волосатыми существами.
Также в былинах и сказках славян описывается способность лешего обращаться практически в любые вещи в лесу. Он может стать грибом, кустом или деревом, может превратиться в медведя, волка, филина, зайца, лягушку, ворону, сороку, собаку, кошку, коня, козла и других. Иногда он описывается очень похожим на человека, так что его невозможно отличить от обычного смертного. Леший может быть одет в кожаную или меховую одежду, кафтан, балахон, в широкополую шляпу и лапти.
Отмечается, что леший никогда не подпоясывается. Видимо, это относится к древнеславянскому поверью в обережную силу пояса, который защищает живот от проникновения каких-либо сущностей, наговора, сглаза, порчи и так далее. Неподпоясанные или распоясанные люди считались подверженными различным магическим воздействиям или же считались колдунами и колдуньями, которые сами творят волшебство. Лесному духу, естественно, никакие угрозы не страшны, поэтому и пояс он никогда не носит. По этому признаку его и можно было отличить от обычного человека.
В мифологи славян и сказках по-разному описывается и жизнь лешего. В одних источниках он упоминается, как единовластный хозяин всего леса, а в других — лешие заведуют участками леса и у них даже есть свои границы. Так, например, есть примета, что если вдруг в лесу появилось много животных, то это означает, что один леший проспорил или проиграл другому лешему свою часть зверей и птиц, и отдал их на место жительства в угодья победителю. Также говорится о том, что лешие могут враждовать между собой и устраивать целые битвы, ломая и выворачивая с корнем деревья.
Лешие дружны не только между собой, но и с другими духами — водяными, полевыми, а также домовыми и банниками. Считается, что лешие даже приходят в баню к баннику. Поэтому в древности бытовало поверье, что в баню нельзя входить на четвёртый пар и после полуночи, так как в это время в бане собираются все духи — банник, домовой, дворовой, овинник, полевик, леший и другие.
Иногда лешие упоминаются не как духи или существа-одиночки, а как семейные и даже имеющие целые поселения в непроходимых дебрях леса. В качестве жены лешего могла выступать или лешачиха — лесная женщина, сплошь покрытая шерстью и обладающая большой силой, или похищенная девушка. Лешачих назвали боровухами, леснихами, лесовихами, лесовками, лешихами, лешенками, лешухами, лисовихами, лисунками. Те же поверья относятся и к детям: они могут быть лешачатами (лешачонки, лешени) или похищенными детьми. Человек, который пошёл в лес, мог услышать свадьбу лешего — топот коней, песни, звуки гармони.
Отношение к лешему в народе двойственное. С одной стороны, он хозяин и защитник леса, а с другой — довольно опасен для человека. Для того чтобы хозяин леса не тронул человека, не заморочил, на завёл в трясины, в древности, прежде чем отправляться в лес (на охоту, за грибами-ягодами, за дровами и т.д.), лешему оставляли угощения. Угощения могли состоять из различных продуктов и сладостей, которые оставляли на пеньке и просили при этом лесного духа во всём поспособствовать человеку. Во всяком случае, лешего считали справедливым духом, который если и накажет человека, то не просто ради развлечения, а за то, что тот перед ним и его лесными угодьями провинился. А при правильном и уважительном отношении к лесовику, тот может даже поспособствовать человеку в его лесном походе — направить охотника на зверя, вывести грибника на грибное место.
Появление лешего где-то поблизости могли определить по неожиданному ветру, который мог образоваться даже в густой чаще. Считалось, что лешего всегда сопровождает ветер, судя по направлению которого можно определить, куда тот держит путь. Появление лешего может сопровождаться появлением беспричинного страха и громких пугающих звуков — свист, хохот, крики, вой, гул, хлопки в ладоши, громкий треск ломаемых деревьев. Часто он передразнивает людей, подобно эху в лесу, повторяя какие-либо слова.
В народных поверьях также сохранились сведения о мороке лесовика. Чтобы наказать путника, леший может его оморочить (запутать). Он может издавать пугающие звуки, чтобы человек пошёл в другую сторону и заблудился, способен имитировать голоса людей, так что заблудившийся человек может выйти на болото или увязнуть в трясину, или даже переодеться в человеческую одежду и маячить на расстоянии, увлекая человека всё глубже и глубже в леса. Если человек почувствовал, что его «водит за нос» лесовик, то верное средство снять чары и заставить уйти лесного духа — надеть всю одежду наоборот. Также считается, что лесной дух боится матерной брани, так что громкие ругательства тоже являются оберегом от его нападок.
В древности пропажу людей и животных в лесах зачастую связывали именно с проделками лешего. Считалось, что он может уводить скот в своё хозяйство, а молодых девушек похищает и берёт в жёны. Также леший может похитить ребёнка или даже подменить его на полено или своего собственного лешачёнка. Для того чтобы леший отдал животных или человека, совершали целые обряды, преподносили разнообразные дары и просили лесовика отпустить из своего плена похищенных.
Считается, что на зиму лешие ложатся в спячку. Перед тем, как залечь на всю зиму, они считаются очень злыми и разгневанными. Лешие ходят по лесу, ломают деревья, насылают ветра и непогоду, разгоняют всех зверей по норам. Появляться в это время в лесу для человека очень опасно.
В скандинавской мифологии славянскому лешему соответствуют гномы и тролли. У белорусов — пущевики. Кельты называли лесных и горных жителей — гоблинами. В Древней Греции — Сатиры. В Древнем Риме — Фавны.
Статья вдохновила меня на написание новой работы))