Кострома богиня

Кострома — славянская богиня. Ранее мы уже останавливались на образе данного божества в таких статьях, как «Ярило бог весны и плодородия» и «Кто такая Снегурочка». Здесь попытаемся более подробно рассказать о том, что это за богиня и почему у неё сразу несколько имён.

Некоторые исследователи не относят Кострому к значительным славянским языческим богам, которым уделялось особое значение. Однако это вовсе не означает, что данный вывод является верным. Судя по всему, Костроме уделялось важное место в пантеоне сезонных богов, раз с ней были связаны масштабные летние ритуалы. Вполне возможно, что в древности праздников, обрядов, ритуалов, и, конечно же, поверий, связанных с Костромой, было гораздо больше, чем в конце второго тысячелетия, откуда, собственно, и черпают основные сведения о Костроме ученые и исследователи. В конце XX века образ Костромы остался разве только на празднике Купалы.

На праздник Купала, который отмечался в летнее солнцестояние, чучело Костромы, которое создавалось из соломы, торжественно, с песнями и хороводами доставляли к месту празднования. На месте Кострому сжигали (наподобие сжигания чучела Мораны на Масленицу), либо топили в реке, либо разрывали и разбрасывали солому по округе. Также сохранились сведения, что Кострому хоронили, и при этом проводили похоронные обряды и оплакивание. Что означают такие обряды на Купалу?

Можно смело соотнести сжигание или уничтожение чучела Костромы со сжиганием чучела Мораны на Масленицу. И на тот и на другой праздник провожают богиню, покровительствующую уходящему сезону. На Масленицу, с приходом весны, сжигают богиню зимы Морану, на место которой приходят весенние боги — Ярило и Леля (Купала, Лель и Кострома, Ярилиха), а вот на Купалу провожают самих Ярилу и Ярилиху, другие названия которых — Купала, Лель и Кострома, Леля.

Одинаковыми или тожественными ритуалами являются — сжигание и закапывание Костромы, так как в древности существовали оба вида похоронных обрядов, и оба из них относятся к проводам весенних богов. Другими по характеру и смыслу являются обряды утопления и разрывания Костромы.

Ритуал, когда чучело Костромы топят, относится к поверьям, что праздник Купала является ещё и последним днём Русальной недели, после которого русалки уже не выходят на поверхность. Таким образом, здесь совместились представления о Костроме — богине весны и русалках.

Разрывание Костромы — может быть ритуалом, который был придуман относительно недавно. По мнению некоторых исследователей, чучело Костромы из соломы могло представляться славянам символом плодородия, и, разбрасывая солому по полю, люди считали, что оплодотворяют землю, заряжают её особой божественной силой или волшебной энергией.

Кострома, Коструб, Костробунька — имя богини, этимология которого происходит от слова «костёр» или «кострик» (кострик — солома для сжигания). По всей видимости, Кострома — это лишь праздничный эпитет другой богини, имя которой — Леля. Леля — богиня весны и плодородия. Леля и Ярило — главные весенние боги, которые отвечают за расцвет природы. Ещё одно название Лели-Костромы — Ярилиха.

Имя Ярилиха, которое было зафиксировано исследователями, также относится к той самой соломенной кукле, сжигаемой, разрываемой или потопляемой во время Купалы. Учёные также утверждают, что Ярилиха — не собственное имя, а лишь обозначение богини, как жены бога весны Ярило, как, например, «Семёниха» в древности означало — жена Семёна. Таким образом, можно сделать вывод, что под несколькими именами, которые с ходом времени стали именами собственными сразу нескольких богов, скрывается одна и та же богиня — Леля, которая является дочерью богини Лады.

Леля, как жена Ярилы (Купала, Лель) — Ярилиха.

Леля, как чучело, которое сжигают на праздник Купалы — Кострома.

 
 
2016-06-25, 12:18

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *