История античности. Архаический период
В архаический период начинает развиваться техника пластики, тип архаической статуи – стоящая женская или мужская фигура, задрапированная длинной одеждой. Мужские фигуры называют «куросы», по-гречески – юноши, женские – «коры» — девушки. Это изображения, лишенные индивидуальности, выполнены под большим влиянием египетских треугольных фигур.
Глаза еще без зрачков, лицо не выражает ничего. С головы на спину у куросов спадают длинные волосы. Руки вытянуты вдоль туловища, ладони сжаты в кулаки. Как и в Египте, статуи представлены прямостоящими фигурами, одна нога выставлена вперед. На о. Самосе нашли статуи стоящих женщин, когда-то здесь находилось святилище Геры. Одна из «Гер» («Гера Самосская») хранится в Лувре, другая с зайцем в руках, («Богиня с зайцем»), находится в Пергамском музее Берлина. Беда в том, что обе эти богини без голов. Фигуры облачены в хитон (нижняя одежда) и пеплос, надеваемый сверху.
Хотите, чтобы ваш дом был тёплым и комфортным? В этом случае вам нужно узнать всё про выбор и использование монтажной пены. Заходите на сайт магазина «Prom-X», чтобы ознакомиться с подробностями.
В середине VI в. малоазиатские города пали под оружием персов, на первое место выходит Аттика. Начинается взлет Афин и расцвет греческой культуры, т. е. эпоха классики (V – IV в до н. э.). В Афинах устанавливается демократия, в связи с этим обстоятельством меняется назначение искусства. Демократические, гражданские идеи вдохновляют великих мастеров классического периода.
Греко-персидские войны коснулись и Афин, в 480 г. персы сожгли и сам город.
Лисистрат, правивший Афинами в VI в (561 – 528), приложил много сил для возведения и строительства Акрополя. Все постройки времени архаики были уничтожены и сожжены («персидский мусор»). Поэтому в V в. до н. э. фактически святая святых древнего города строится заново.
Между тем из «персидского мусора» извлекли много интересных вещей. Прежде всего, это трехглавый «Тифон», высеченный из известняка. Однако для тифона лица слишком благородны, все они имеют «архаическую улыбку» – уголки губ немного подняты кверху. Оттуда же извлекли «Голову всадника» с такой же архаической загадочной улыбкой. Нашли и «кор», изящно, двумя пальчиками, поддерживающих складки длинных своих одежд. Статуи раскрашены: губы – красные, волосы – золотые, лица очень приветливые.
Там же обнаружилось множество керамической посуды: чернофигурный «килик с глазами», где глаза должны отвести пьющего от дурного глаза; краснофигурная «ваза с ласточкой», где юноша и мальчик показывают на летящую птицу – символ весны. На вазе написан текст. – Смотри, ласточка, – говорит мужчина. Юноша повторяет: «Да, ласточка, клянусь Гераклом». Мальчик восклицает: «Вот она, уже весна».
Центром акрополя считается Парфенон (храм Девы, храм Афины). Он заменил старый разрушенный храм Афины (Гекатомпедон).
Архитекторами Парфенона были Иктин и Калликрат. Они его строили в дорическом стиле, но с ионическими элементами. Строительным материалом послужил мрамор. Главное помещение – наос, где стояла статуя Афины – Девы. Кроме наоса находился еще особый зал с четырьмя ионическими колоннами, где внутри отводилось помещение для дев. Девушки там ткали одежду, приносимую богине в день Панафиней.